Жилищный сертификат
Рассказываем, что такое жилищный сертификат, как с его помощью приобрести квартиру или собственный дом и кто имеет право на субсидию.
Что такое жилищный сертификат
Жилищный сертификат — это именное свидетельство, которое позволяет его владельцу использовать субсидию на приобретение жилья. Воспользоваться льготой можно только единожды. Деньги можно направить на приобретение:
Получить субсидию могут отдельные категории граждан. Они перечислены в п. 5 постановления Правительства РФ №153 от 21.03.2006 г. Согласно документу, претендовать на выплату могут переселенцы из закрытых военных городов, ветераны Великой Отечественной войны, жители Крайнего Севера, военные, подлежащие увольнению, и другие заявители.
Кроме этого, в соответствии с постановлением №1050 от 17.12.2010 г., воспользоваться льготой могут молодые семьи и молодые ученые.
Стать владельцем жилищного сертификата могут граждане РФ, признанные нуждающимися в более хороших условиях проживания. Согласно ст. 51 ЖК РФ такой статус могут присвоить, если:
- У заявителя и членов его семьи нет собственной жилой недвижимости
- Площадь квартиры заявителя меньше существующих норм
- Жилье нельзя использовать для проживания
- В квартире живет несколько семей, и кто-то из жильцов имеет тяжелое заболевание, например, туберкулез
Если вы подходите под установленные критерии, вам нужно подготовить документы, встать на очередь и дождаться вручения сертификата. В нем будет указано, какую площадь вы сможете приобрести за счет государства.
Особенности получения сертификата на жилье
Сумма, которую выделяют из бюджета на оплату льготы, не фиксированная. Она зависит от программы, по которой заявитель получает свидетельство, и определяется на основе состава семьи и нормативов стоимости квадратного метра жилья, действующих в регионе.
Нормы площади на семью:
- Одинокий человек — 33 м2
- Семья из 2 человек — 42 м2
- Семья 3 и более человек — по 18 м2 на каждого
Владелец сертификата может купить квартиру, которая стоит больше, чем размер субсидии. В этом случае разницу придется доплатить самому. Для этого можно использовать средства маткапитала. Если купить жилье дешевле, разницу вам не компенсируют.
Бюджетные средства нельзя получить на руки. Их переводят в банк, обслуживающий сертификат, а кредитная организация направляет их напрямую продавцу недвижимости.
Какие документы понадобятся
На первом этапе при подаче заявления предоставляют документы, перечисленные в п. 19 постановления Правительства №153. Среди них:
- Документы, удостоверяющие личность, на каждого члена семьи (паспорта, свидетельства о рождении)
- Бумага, свидетельствующая о постановке на учет по улучшению жилищных условий
- Документы в зависимости от категории заявителя (справка об увольнении со службы, копия удостоверения переселенца и т.д.)
После того как будет утвержден график выпуска сертификатов, понадобится предоставить дополнительные документы, в том числе справку об отсутствии долгов по ЖКУ, документы, устанавливающие родство всех членов семьи, копию трудовой книжки. Полный список указан в п. 44 постановления Правительства №153.
Когда и как использовать жилищный сертификат
Чтобы воспользоваться льготой, нужно:
- Встать на учет в качестве нуждающегося в жилье. Для этого подайте заявку через МФЦ или местную администрацию.
- Подать заявление и документы на участие в программе. Ваше заявление рассмотрят и поставят на очередь либо выдадут отказ.
- После выхода приказа о выпуске сертификатов получить уведомление и подать еще одно заявление с новым пакетом документов.
- Получить свидетельство и использовать субсидию на покупку недвижимости.
После того как вы получите документ на льготу, у вас будет 9 месяцев, чтобы его использовать. В течение этого времени вы должны обратиться в банк и открыть счет. Если не успеть сделать все в отведенное время, жилищный сертификат аннулируется.
Источники: