1. Журнал
  2. Бизнес
  3. Эффективность команды как точка роста для бизнеса

Эффективность команды как точка роста для бизнеса

Содержание

Что такое эффективность командыЗачем нужно оценивать эффективность командыВ чем измеряется эффективность командыПочему важна психологическая составляющаяКак повысить эффективность команды

Чтобы бизнес приносил желаемую прибыль и работал не в «режиме ручного управления», важно, чтобы сотрудники были настроены на достижение общих целей. Что еще влияет на эффективность команды, как провести ее анализ и усовершенствовать, читайте в этой статье.

Что такое эффективность команды

Несмотря на то, что каждый бизнес имеет свою специфику, и эффективность его сотрудников будет определяться разными параметрами, в общем под этим понятием подразумевается соотношение затраченных ресурсов и достигнутых целей.

Для малого и среднего бизнеса эффективная команда играет едва ли не ключевую роль. И вот почему.

  • Производительность. Эффективная команда способствует более быстрому выполнению задач, что важно для бизнеса, чтобы оперативно реагировать на изменения рынка
  • Качество работы. Команда, работающая эффективно, обеспечивает высокое качество продукта или услуги. Меньше ошибок и багов означает довольных клиентов и лучшую репутацию бизнеса
  • Гибкость. Эффективная команда легко адаптируется к изменениям. Быстрое реагирование на новые требования или проблемы помогает бизнесу оставаться конкурентоспособным
  • Точность оценки задач. Команда, способная точно оценить сложность задач, позволяет более точно планировать сроки и ресурсы

Важно, чтобы команды были хорошо сбалансированы, с четкими ролями и правилами взаимодействия. Эффективность команды — это не только производительность, но и качество, гибкость и способность адаптироваться к изменениям в бизнесе.

Зачем нужно оценивать эффективность команды

Оценка эффективности может проводиться для разных целей. Например, при наборе команды в проект. Это актуально для компаний, у которых есть ресурсы и возможности решать задачу силами двух групп сотрудников. В таком случае менеджер проекта проводит анализ и выносит решение, с какой из них будет в итоге вестись работа.

Оценка эффективности также может проводиться как своеобразная диагностика, которая покажет проблемы в коллективе и поможет вовремя их решить.

В чем измеряется эффективность команды

Эффективность команды оценивают по различным показателям, которые отражают ее способность достигать поставленных целей и решать задачи. Можно выделить следующие ключевые показатели:

  • Производительность: количество выполненных задач за единицу времени
  • Качество работы: процент задач, выполненных без ошибок, и количество багов, которое может указывать на проблемы внутри команды
  • Гибкость: способность команды быстро адаптироваться к изменениям и находить решения при возникновении проблем
  • Точность оценки задач: способность членов команды правильно оценивать сложность и время, необходимое для выполнения задач
  • Удовлетворенность клиентов: оценка клиентами качества работы команды
  • Назначенные роли: каждый член команды понимает свои обязанности и вклад в общее дело
  • Открытое общение: наличие эффективного общения и обмена информацией внутри команды

Также существует множество методик для анализа эффективности работы команды. Мы можем объединить их в две большие группы — метрики и опросы.

1. Метрики.
Для систематизации работы в компаниях используют разные подходы и методы — «Эджайл», «Скрам», «Битрикс», различные таск-трекеры. С их помощью руководитель проекта распределяет задачи и ответственных, а сотрудники отчитываются об их выполнении. В большинстве этих инструментов можно выгрузить отчеты о скорости работы, увидеть и проанализировать всю цепочку по проекту.

2. Опросы.
Строго говоря, широко используются не только опросы, но и различные виды встреч и интервью. Это могут быть, например, ретроспективы — обсуждение итогов в команде после завершения проекта. Или опросы «360» — когда обратную связь о работе дают коллеги.

Для оценки эффективности команды лучше использовать и метрики, и опросы. А выбор конкретных показателей и методик зависит от специфики команды, целей и задач проекта.

Почему важна психологическая составляющая

Чтобы объяснить наглядно, стоит рассказать о любопытном исследовании от компании Google. Ее Aristotle Project был призван выяснить, от чего зависит эффективность. Исследовали 180 команд в компании — среди них были и очень продуктивные, и показывавшие слабые результаты. Исследователи анализировали документы и проводили опросы сотрудников. В результате выделили 5 факторов, которые на нее влияют:

  1. Психологическая безопасность. Сотруднику должно быть комфортно предлагать идеи и не бояться обратиться с проблемой.
  2. Надежность в команде. Надежной команда становится тогда, когда каждый сотрудник понимает закрепленные за ним задачи и качественно выполняет их.
  3. Организация и видение. Сотрудники должны хорошо понимать суть задач и объем работы для их выполнения. Команда должна периодически обсуждать поставленные цели и планы и по их достижению.
  4. Значимость работы. Ее каждый сотрудник определяет для себя лично. Она может заключаться в помощи команде, самореализации, финансовой составляющей и др. В работе должны учитываться не только профессиональные компетенции работника, но и личные качества, его потребности и интересы. Также в компании должны работать механизмы поощрения сотрудников.
  5. Общий вклад. Сотрудник должен понимать, что его работа непосредственно влияет на достижение общей цели.

Выяснилось, что эффективность команды зависит не столько от того, кто находится в ней, а от того, как сотрудники работают вместе. То есть какими бы профессионалами ни были участники проекта, высоких результатов не получится достичь без налаженной внутренней коммуникации.

Как повысить эффективность команды

Существуют различные советы по повышению эффективности, которые пригодятся менеджерам команд. Большинство таких рекомендаций содержат следующее.

Четко ставьте задачи и цели

В грамотно поставленной задаче содержится информация, что нужно сделать, за какое время и зачем это нужно. Для определения целей и задач можно воспользоваться системой SMART, согласно которой таргет должен быть: конкретным (Specific), измеримым (Measurable), достижимым (Achievable), актуальным (Relevant), ограниченным во времени (Time Bound). Команда слаженно работает, когда каждый сотрудник четко понимает, что именно от него ждут и в какие сроки.

Автоматизируйте и делегируйте

Грамотное управление загрузкой сотрудников — это один из ключей к качественному скачку в работе. Рутинные задачи можно автоматизировать с помощью CRM-систем: например, работу с клиентами — упорядочить базы клиентских данных, настроить отправку рассылок, а также внутреннюю работу компании — ставить таким образом задачи и формировать документы.

Делегирование не менее важно. Не самые приоритетные задачи менеджер может снимать с сотрудников с большой загрузкой и передавать их менее загруженным коллегам. Однако важно при этом учитывать сильные стороны каждого сотрудника и его навыки, чтобы, наоборот, не замедлить работу.

Работайте над коммуникацией в команде

Важно, чтобы в коллективе была здоровая психологическая атмосфера и налажены каналы коммуникации. Менеджер должен уметь поддерживать коллег в сложной ситуации, предотвращать и разрешать конфликты, создавать возможности для рабочего (совещания, летучки, но в умеренном количестве) и личного общения. При этом в здоровом коллективе поощряется инициатива и никто не контролирует каждый шаг.

Организовать и оптимизировать процессы финансовой мотивации помогают банковские продукты — например, зарплатный проект в Газпромбанке. Зарплатный проект может стать инструментом повышения лояльности сотрудников за счет выгодных предложений по картам. Так, например, в рамках проекта для сотрудников можно выпустить бизнес-карты UnionPay, которые действуют в 150+ странах и дают свободу в расчетах в командировках, кэшбэк на покупки даже за границей и другие привилегии.

Мотивируйте сотрудников

Мотивация должна быть как материальной, так и нематериальной. Во-первых, чтобы удержать хороших специалистов на проекте, нужно обеспечить им финансовую перспективу и возможности дальнейшего роста. Во-вторых, одной только денежной мотивации часто недостаточно. Любому человеку важно, чтобы его достижения замечали и поощряли, так мы ощущаем собственную значимость и реальную пользу своей работы, и тем больше вовлекаемся в процессы.

Проводите обучение

Даже самым крутым профессионалам нужно время от времени обновлять знания, чтобы быть в курсе новых методик и развиваться. Что уж говорить о начинающих специалистах — им часто требуется дообучение в рамках компании. Кроме того, командные тренинги и курсы успешно работают на сплочение коллектива.


Источники:

https://rightrack.ru/articles_teamresearch

https://practicum.yandex.ru/blog/effektivnost-komandy-analiz-i-povyshenie-rezultativnosti-truda/

https://www.bitrix24.ru/journal/effektivnost-komandy/

https://blog.click.ru/growthhacking/kak-ocenit-i-povysit-effektivnost-komandy/

Обновлено: