1. Журнал
  2. Кредиты
  3. Что делать, если на вас вышли коллекторы, и как с ними общаться

Что делать, если на вас вышли коллекторы, и как с ними общаться

Содержание

Каналы, время и частота коммуникацииЗаписывайте разговорУзнайте полную информацию о том, кто вам звонитСохраняйте спокойный, уверенный тонНе раскрывайте сведений, не касающихся выплаты долгаНе обещайте того, что не сможете исполнить

Банк или микрофинансовая организация согласно статье 388 Гражданского кодекса может уступить свои требования к должникам коллекторскому агентству. Или назначить агентство своим представителем по взысканию долга. То есть долг могут либо полность «продать», либо наделить организацию правом представлять банк или МФО в общении с должником. Чаще всего коллекторы звонят, реже — пишут в мессенджерах или социальных сетях. Чтобы разговор с коллектором не вылился в конфликт, стоит соблюдать несколько правил.

Каналы, время и частота коммуникации

Прежде чем начать общение с должником, коллекторская организация, которая выкупила долг, должна направить ему уведомление об уступке прав требований. Это делается заказным письмом, а с 1 февраля 2025 года стало возможным передавать информацию о размере задолженности через Госуслуги. За месяц такие уведомления можно отправить только 2 раза. Только после этого коллекторы имеют право общаться с должником по телефону, в мессенджерах и соцсетях, по СМС, электронной почте или при личной встрече. Если уведомление еще не пришло, а коллектор уже звонит, пишет или стучится в дверь, должник вправе отказаться от разговора. Однако коллекторские организации, выступающие представителями банка, подобные уведомление присылать не обязаны.

Звонить или писать должнику коллекторы имеют право с 8:00 до 22:00 в будни и с 9:00 до 22:00 в выходные и праздничные дни. Есть лимит по количеству звонков: не больше двух в неделю и восьми за месяц. По текстовым и голосовым сообщениям ограничения такие: не более двух в сутки, четырех в неделю и 16 в месяц. Личные визиты — один раз в неделю, не более.

Должник имеет право запретить коллекторам взаимодействовать с ним с помощью звонков или личных встреч. Для этого достаточно направить коллекторской организации письменное заявление. В этом случае коллекторы смогут присылать должнику только заказные письма с напоминанием об уплате долга.

Записывайте разговор

Разговор с коллектором лучше записывать. Проще всего поставить звонок на громкую связь и включить диктофон. Или фиксировать его на видеокамеру. Фиксация нужна на случай, если в разговоре коллектор позволит себе угрозы, повысит на вас голос или допустит любые другие методы психологического давления.

Взаимодействие коллекторских организаций с должниками регулируется федеральным законом № 230. За последние пару лет в него внесли несколько изменений, направленных на защиту должников от агрессивно настроенных коллекторов. Так, в последней редакции закона прямо запрещается любое запугивание, физическое и психологическое воздействие. За нарушение грозит штраф или лишение коллекторской организации лицензии. Коллектор может лишь напомнить о задолженности и предложить варианты ее погашения, а не выбивать долги всеми доступными способами.

Если в разговоре коллектор позволит себе угрозы, психологическое давление, запись можно будет использовать как доказательство нарушения. О ведении записи обязательно предупредите коллектора. Заявить о неправомерном поведении можно в ФССП (Федеральную Службу судебных приставов), прокуратуру, Роспотребнадзор.

Узнайте полную информацию о том, кто вам звонит

Прежде чем что-либо обсуждать, убедитесь, что разговариваете с коллектором, а не мошенником, который купил ваши данные в интернете. Коллектор обязан представиться, а также сообщить свой идентификационный номер и название организации, от имени которой звонит.

Должник вправе запросить у коллектора копию агентского соглашения с банком или МФО, ИНН организации — для проверки, действительно ли существует такая коллекторская компания и законна ли ее деятельность. Все подобные организации внесены в реестр ФССП. В этом же реестре можно увидеть их «репутацию». Красным помечены коллекторы, неоднократно привлекавшиеся к ответственности за серьезные нарушения в отношении должников, желтым и синим — организации, имеющие нарушения, зеленым — организации без нарушений.

Сохраняйте спокойный, уверенный тон

Если коллекторская организация включена в реестр ФССП и работает по закону, вести себя стоит уверенно и спокойно, даже если у нее «красная» репутация. Коллектор исполняет свои обязанности, это его работа — возвращать долги. Ни в коем случае не повышайте голос, не ругайтесь и не оскорбляйте коллектора. Все разговоры коллекторская организация записывает, так что недостойное и агрессивное поведение ни к чему не приведет, а за оскорбления сотрудника компания вправе подать в суд.

Если коллектор сам ведет себя грубо, не поддавайтесь на провокацию. Попросите сбавить тон или перезвонить в другое время, если диалог вести не хочется. Сообщите, что ознакомлены со своими правами и записываете диалог.

Не раскрывайте сведений, не касающихся выплаты долга

Если вы при заключении договора займа не указали лиц, с которыми банк или МФО может взаимодействовать в случае задолженности, коллекторы не имеют права просить вас дать их контакты. Поэтому если абонент, который называет себя коллектором, требует назвать имя и телефон мамы, папы, сестры, дяди, смело отказывайте.

Не сообщайте коллектору, где работаете, чем занимаетесь, с кем проживаете — эти сведения не относятся к теме разговора. Такие вопросы нужно сразу пресекать.

Не обещайте того, что не сможете исполнить

Когда коллектор спрашивает, планируете ли вы внести оплату, в какой срок и в каком объеме, не кормите его пустыми обещаниями. Если денег нет, лучше так и ответить. В противном случае вам точно продолжат звонить. Если долг планируется закрыть, сообщите, какого числа и в каком размере внесете платеж.

Коллектор должен предложить альтернативные варианты возврата долга. Например, реструктуризацию или рассрочку. Организации, выкупившие долг, могут предложить единовременно внести часть долга с условием его последующего списания. Если нужно время, чтобы обдумать предложение, так и сообщите. Коллектор назначит дату и время, а после перезвонит.


Источники:

https://www.klerk.ru/buh/articles/635294/

https://brobank.ru/kak-obshchatsya-s-kollektorami

https://www.sravni.ru/kredity/info/kollektor-na-provode/

Обновлено: