Что делать, если на вас вышли коллекторы, и как с ними общаться
Банк или микрофинансовая организация согласно статье 388 Гражданского кодекса может уступить свои требования к должникам коллекторскому агентству. Или назначить агентство своим представителем по взысканию долга. То есть долг могут либо полность «продать», либо наделить организацию правом представлять банк или МФО в общении с должником. Чаще всего коллекторы звонят, реже — пишут в мессенджерах или социальных сетях. Чтобы разговор с коллектором не вылился в конфликт, стоит соблюдать несколько правил.

Каналы, время и частота коммуникации
Прежде чем начать общение с должником, коллекторская организация, которая выкупила долг, должна направить ему уведомление об уступке прав требований. Это делается заказным письмом, а с 1 февраля 2025 года стало возможным передавать информацию о размере задолженности через Госуслуги. За месяц такие уведомления можно отправить только 2 раза. Только после этого коллекторы имеют право общаться с должником по телефону, в мессенджерах и соцсетях, по СМС, электронной почте или при личной встрече. Если уведомление еще не пришло, а коллектор уже звонит, пишет или стучится в дверь, должник вправе отказаться от разговора. Однако коллекторские организации, выступающие представителями банка, подобные уведомление присылать не обязаны.
Звонить или писать должнику коллекторы имеют право с 8:00 до 22:00 в будни и с 9:00 до 22:00 в выходные и праздничные дни. Есть лимит по количеству звонков: не больше двух в неделю и восьми за месяц. По текстовым и голосовым сообщениям ограничения такие: не более двух в сутки, четырех в неделю и 16 в месяц. Личные визиты — один раз в неделю, не более.
Должник имеет право запретить коллекторам взаимодействовать с ним с помощью звонков или личных встреч. Для этого достаточно направить коллекторской организации письменное заявление. В этом случае коллекторы смогут присылать должнику только заказные письма с напоминанием об уплате долга.
Записывайте разговор
Разговор с коллектором лучше записывать. Проще всего поставить звонок на громкую связь и включить диктофон. Или фиксировать его на видеокамеру. Фиксация нужна на случай, если в разговоре коллектор позволит себе угрозы, повысит на вас голос или допустит любые другие методы психологического давления.
Взаимодействие коллекторских организаций с должниками регулируется федеральным законом № 230. За последние пару лет в него внесли несколько изменений, направленных на защиту должников от агрессивно настроенных коллекторов. Так, в последней редакции закона прямо запрещается любое запугивание, физическое и психологическое воздействие. За нарушение грозит штраф или лишение коллекторской организации лицензии. Коллектор может лишь напомнить о задолженности и предложить варианты ее погашения, а не выбивать долги всеми доступными способами.
Если в разговоре коллектор позволит себе угрозы, психологическое давление, запись можно будет использовать как доказательство нарушения. О ведении записи обязательно предупредите коллектора. Заявить о неправомерном поведении можно в ФССП (Федеральную Службу судебных приставов), прокуратуру, Роспотребнадзор.
Узнайте полную информацию о том, кто вам звонит
Прежде чем что-либо обсуждать, убедитесь, что разговариваете с коллектором, а не мошенником, который купил ваши данные в интернете. Коллектор обязан представиться, а также сообщить свой идентификационный номер и название организации, от имени которой звонит.
Должник вправе запросить у коллектора копию агентского соглашения с банком или МФО, ИНН организации — для проверки, действительно ли существует такая коллекторская компания и законна ли ее деятельность. Все подобные организации внесены в реестр ФССП. В этом же реестре можно увидеть их «репутацию». Красным помечены коллекторы, неоднократно привлекавшиеся к ответственности за серьезные нарушения в отношении должников, желтым и синим — организации, имеющие нарушения, зеленым — организации без нарушений.
Сохраняйте спокойный, уверенный тон
Если коллекторская организация включена в реестр ФССП и работает по закону, вести себя стоит уверенно и спокойно, даже если у нее «красная» репутация. Коллектор исполняет свои обязанности, это его работа — возвращать долги. Ни в коем случае не повышайте голос, не ругайтесь и не оскорбляйте коллектора. Все разговоры коллекторская организация записывает, так что недостойное и агрессивное поведение ни к чему не приведет, а за оскорбления сотрудника компания вправе подать в суд.

Если коллектор сам ведет себя грубо, не поддавайтесь на провокацию. Попросите сбавить тон или перезвонить в другое время, если диалог вести не хочется. Сообщите, что ознакомлены со своими правами и записываете диалог.
Не раскрывайте сведений, не касающихся выплаты долга
Если вы при заключении договора займа не указали лиц, с которыми банк или МФО может взаимодействовать в случае задолженности, коллекторы не имеют права просить вас дать их контакты. Поэтому если абонент, который называет себя коллектором, требует назвать имя и телефон мамы, папы, сестры, дяди, смело отказывайте.
Не сообщайте коллектору, где работаете, чем занимаетесь, с кем проживаете — эти сведения не относятся к теме разговора. Такие вопросы нужно сразу пресекать.
Не обещайте того, что не сможете исполнить
Когда коллектор спрашивает, планируете ли вы внести оплату, в какой срок и в каком объеме, не кормите его пустыми обещаниями. Если денег нет, лучше так и ответить. В противном случае вам точно продолжат звонить. Если долг планируется закрыть, сообщите, какого числа и в каком размере внесете платеж.
Коллектор должен предложить альтернативные варианты возврата долга. Например, реструктуризацию или рассрочку. Организации, выкупившие долг, могут предложить единовременно внести часть долга с условием его последующего списания. Если нужно время, чтобы обдумать предложение, так и сообщите. Коллектор назначит дату и время, а после перезвонит.
Источники:
https://www.klerk.ru/buh/articles/635294/
https://brobank.ru/kak-obshchatsya-s-kollektorami
https://www.sravni.ru/kredity/info/kollektor-na-provode/