Росреестр: функционал, полномочия и роль при сделках с недвижимостью
Право собственности на недвижимость, которая находится на территории Российской Федерации, необходимо регистрировать в Росреестре. Без обращения в эту службу не обходится ни одна сделка с квартирой, коммерческим помещением, земельным участком, а все изменения, касающиеся недвижимости, обязательно отражаются в базе данных Росреестра. Рассказываем, чем еще занимается служба государственной регистрации, кадастра и картографии, в каких случаях можно и нужно обращаться к этой организации.
Зачем нужен Росреестр
Данные о недвижимом имуществе — земельных участках, жилых и нежилых домах и помещениях — хранятся в единой, регулярно обновляемой базе. Эту базу называют Единым государственным реестром недвижимости (ЕГРН). В базе хранятся следующие сведения: имя владельца, адрес, метраж, планировка самого объекта недвижимости и не только.
Ведет базу Росреестр, государственный орган, отвечающий за регистрацию прав на недвижимость и ведение кадастрового учет. Росреестр предоставляет сведения о недвижимости физическим, юридическим лицам, госорганам по запросу.
В каких случаях можно и нужно обращаться в Росреестр
Вот основные вопросы, с которыми нужно обращаться в службу:
Проверить «юридическую чистоту» недвижимости. Перед покупкой квартиры, дачного участка или земли под личное строительство важно проверить, действительно ли продавец является собственником, нет ли на недвижимости обременений или ареста, соответствуют ли заявленные собственником параметры недвижимости тем, что указаны в ЕГРН. Кроме того, благодаря Росреестру можно узнать кадастровую стоимость объекта недвижимости.
Получить выписку из реестра может любое физическое лицо или организация. Для этого достаточно направить запрос в Росреестр через сайт службы или через Госуслуги. Выписку должны прислать в течение трех рабочих дней.
Зарегистрировать права на недвижимость. При покупке любой недвижимости или при получении по договору дарения необходимо переоформить права собственности и обязательно сообщить об этом в Росреестр, так как служба — главный и единственный источник подтверждения права собственности на недвижимость. Подать документы на регистрацию права можно через МФЦ. Если записи о смене собственника в ЕГРН не будет, это может привести к неприятным последствиям:
- Отсутствие данных о новом собственнике можно рассматривать как уклонение от уплаты имущественного налога, так как Налоговая служба не сможет начислить налог новому владельцу. Также без подачи данных о новом собственнике невозможно будет оформить налоговый вычет при покупке недвижимости.
- В жилье невозможно будет прописаться — только с согласия собственника, указанного в ЕГРН.
- Имуществом нельзя будет распоряжаться — продать, обменять, оформить в наследство и пр. Ведь в базе данных будет указан предыдущий, а не текущий собственник. Если жилье приобретается в ипотеку, банк не сможет перечислить средства продавцу, пока запись о нем как о собственнике не появится в ЕГРН.
Сообщить об изменении тех или иных характеристик недвижимости. Например, при перепланировке квартиры, строительстве пристройки к загородному дому, гостевого домика или бани на территории загородного участка.
Заявить о снятии обременения с недвижимости. В ЕГРН отображается информация о наличии на жилье или земельном участке разного рода обременений. Если обременение снято, необходимо направить заявление в Росреестр — там сделают запросы, проверят информацию, и если она подтвердится, внесут изменения в реестр.
Вот несколько самых распространенных типов обременений, которые отражаются в ЕГРН:
Недвижимость куплена в ипотеку. Пока она полностью не выплачена, помещение, здание или участок находятся в залоге у банка, который выдал заем. Это самый распространенный тип обременения.
Рассчитать предварительный план выплат по ипотеке и подобрать комфортные срок и ежемесячный платеж можно, воспользовавшись ипотечным калькулятором. А еще — подобрать дополнительные продукты, которые сделают условия по ипотеке более выгодными.
На недвижимость наложен арест. Причин наложения ареста много. Самые распространенные — долги, раздел имущества (например, при разводе), судебные споры о правах на недвижимость. Информацию об аресте в ЕГРН направляют судебные приставы.
Недвижимость находится в ренте. По договору ренты собственник передает право на имущество другому лицу, но с условием пожизненного проживания или финансовой поддержки со стороны нового владельца. Например, если одинокая старушка в обмен на пожизненный уход переписывает квартиру на сиделку, заключается договор ренты.
Любые обращения в Росреестр можно направить через официальный сайт службы или через Госуслуги.
Главное
Росреестр фиксирует все сделки с недвижимостью и ведет учет — все данные об объекте вносятся в единый реестр ЕГРН. Там указаны характеристики недвижимого имущества, местоположение, наличие обременений и другая важная информация.
При сделках с недвижимостью в Росреестр обращаются в основном в двух случаях: проверить «юридическую чистоту» объекта и переоформить право собственности после сделки купли-продажи.
Источники:
http://archive.government.ru/power/81/base.html
https://blog.domclick.ru/nedvizhimost/post/chto-takoe-rosreestr