1. Журнал
  2. Лайфстайл
  3. Как получить электронную подпись для физических лиц

Как получить электронную подпись для физических лиц

Содержание

Что такое электронная подписьКак работает электронная подписьВиды электронных подписейГде сделать электронную подпись

Электронная подпись — аналог бумажного оригинала, она имеет такую же юридическую силу. Рассказываем, какие виды подписей бывают и каким образом их создать.

Что такое электронная подпись

Электронная подпись (ЭЛП) создана на основе криптографического преобразования информации. Это уникальный перечень цифр и символов, зашифрованных в программном коде.

Такой вид подписи прикрепляют к электронному документу как специальный файл, который подтверждает личность человека и гарантирует подлинность владельца. В ней содержится информация о том, в какое время и кто подписал файл. Если в документ внесут дополнения после подписания, об этом станет известно.

Как работает электронная подпись

В создании уникального файла в определенной последовательности чисел вшиты закрытый и открытый ключи. Первым из них обладает только хозяин подписи. Он сохраняет ее на любом цифровом носителе — это может быть флешка, диск, смарт- или SIM-карта, компьютер. Второй вид ключа открыт для всех, отсюда и название. Этот файл содержит информацию о владельце. Его обычно используют, чтобы проверить, верно ли подписан документ.

Для создания ЭЛП используют специальную программу, в которую включены средства криптографической защиты информации (СКЗИ). Допустим, обладателю электронной подписи предстоит отправить партнеру договор по системе электронного документооборота (ЭДО). Для этого нужно проделать следующие шаги:

  • Хеширование: Перед тем, как создать электронную подпись, документ или сообщение подвергается хешированию. Хеш-функция преобразует содержимое документа в уникальную строку фиксированной длины
  • Создание ключей: Владелец подписи генерирует пару ключей — закрытый и открытый. Закрытый ключ нужен для создания подписи, а открытый — для ее проверки
  • Подписание документа: Закрытым ключом подписывают хеш-значение документа. Это создает электронную подпись, которая является уникальной для данного документа и ключа
  • Прикрепление подписи к документу: Электронную подпись прикрепляют к документу или сообщению
  • Проверка подписи: Для этого получатель использует открытый ключ владельца подписи для расшифровки хеш-значения, которое было подписано. Затем вычисляет хеш от самого документа и сравнивается с расшифрованным хешем. Если они совпадают, это означает, что документ не изменен после подписания

Виды электронных подписей

Существуют следующие виды ЭЛП: простая, неквалифицированная и квалифицированная.

Простая электронная подпись

Простая электронная подпись более доступна. В ней зашифрованы логин и пароль — они говорят о том, что владелец оформлен в системе. С ее помощью можно подтвердить обращение клиента, например, во время шопинга в интернет-магазинах. Все работает по следующей схеме: человек заходит в онлайн-банкинг с помощью логина и пароля, делает покупку и оплачивает ее с помощью кода, который приходит на телефон в виде СМС.

Также этот вид подписи пригодится при обращении в налоговую службу, например, чтобы получить налоговый вычет.

Недостаток простой электронной подписи в том, что она достаточно уязвима. Если вы имеете дело с государственной или коммерческой тайной, лучше выбрать другой вариант подписи.

Неквалифицированная электронная подпись

Такую подпись создают с применением более сложных инструментов, поэтому ее сложнее подделать. Владелец использует ее для работы, например, при документообороте, кадровых распоряжениях и т.д. Также она применяется при подписании договоров, соглашений и иных деловых обязательств.

Неквалифицированные подписи формируются внутри компании или сервиса с помощью бесплатных средств. Но они не защищены инструментами, вызывающими доверие властей, поэтому их не используют государственные органы, например, суды.

Квалифицированная электронная подпись

Она идеально подходит госорганам, поскольку имеет защиту и подтверждение сертификатом соответствия. Этот сертификат содержит информацию о владельце подписи и публичный ключ, который используют для проверки целостности и подлинности документа.

Ее выдают в специальных центрах, прошедших аккредитацию ФСБ и Минкомсвязи. Это уполномоченные органы для выдачи такого вида подписи. Список всех аккредитованных организаций можно найти на сайте Минцифры. Руководители компаний и ИП получают КЭП в Федеральной налоговой службе.

КЭП должна находиться в списке недействительных сертификатов (он доступен для скачивания на сайте удостоверяющего центра). Это поможет узнать, была ли у подписи законная сила, и в какое время ее использовали.

Также о подлинности КЭП говорит штамп времени — он указывает на то, имел ли сертификат законную силу во время подписания документа, и мог ли владелец подписи ее использовать. Сертификат квалифицированной подписи нужно обновлять раз в год.

Таким образом, у каждой подписи есть предназначение. Простая применяется для подтверждения действий на портале Госуслуг, а неквалифицированная — по предварительной договоренности для электронного документооборота с ООО или ИП.

С помощью квалифицированной подписи можно получить госуслуги по имущественным вопросам, например, можно подать пакет документов и оформить договор купли-продажи жилья.

Где сделать электронную подпись

Физлица имеют право пользоваться всеми тремя видами подписей: простой, неквалифицированной и квалифицированной.

Электронную подпись возможно сформировать в МФЦ. Для этого нужен документ, подтверждающий личность (паспорт, военный билет), заявление (единого образца, выдается в МФЦ), СНИЛС и ИНН. Услуга платная, ее стоимость отличается в разных регионах страны.


Источники:

https://www.mos.ru/otvet-dokumenti/poluchit_elektronnuyu_podpis/

https://journal.tinkoff.ru/guide/e-signature/

https://www.cleverence.ru/articles/biznes/kak-poluchit-elektronnuyu-podpis-dlya-fizicheskogo-litsa-onlayn/

https://www.kp.ru/expert/elektronika/elektronnaya-podpis/

https://www.sravni.ru/text/instrukcziya-kak-poluchit-elektronnuyu-podpis/

Обновлено: