Как составить детальный финансовый план на год: 5 шагов
Чтобы денег хватило и на теплую куртку, и на поездку к морю, нужен финансовый план. И не на неделю, а сразу на год. Если вас пугает одна мысль о бесконечных подсчетах, спешим успокоить. Финансовый план нужен не для того, чтобы отслеживать каждую копейку и бесконечно экономить. Это эффективный инструмент грамотных трат. В статье расскажем, как план поможет получать больше за ваши деньги.
Разработка финансового плана: пошаговая инструкция
Большинство людей планируют финансы максимум на месяц. Однако эта стратегия не так эффективна, как годовая. Грамотный финансовый план подобен программе тренировок и питания: нельзя обрести спортивную форму за 30 дней. Чтобы достичь видимых стабильных результатов, важно играть вдолгую.
Есть еще одно сходство: и в тренировочном, и в финансовом плане есть цели — долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные.
- К краткосрочным обычно относят цели, срок достижения которых занимает не больше двух лет. Это может быть планирование путешествия или ремонт квартиры
- Среднесрочные цели — сроком от 2 до 5 лет. Это может быть покупка машины или открытие бизнеса на собственные средства, которые вы накопили в течение этого срока
- К долгосрочным целям относят то, что занимает больше 5 лет. Например, получение пассивного дохода или закрытие ипотеки
С чего начать формирование плана
Первым делом выберите инструмент планирования. Это может быть таблица в Google Таблицах или Excel, либо приложение-планировщик для смартфона.
Там можно наметить будущие доходы, расходы, поставить финансовые цели и учесть возможные риски.
Шаг 1. Прогнозируем доходы
Объективно оцените будущий доход из разных источников. Это может быть зарплата и премия, пассивный доход от сдачи жилья в аренду, гонорар за подработки и налоговый вычет. Вписывайте суммы, которые остаются у вас после уплаты налогов.
Шаг 2. Планируем расходы
Выпишите основные и дополнительные статьи расходов. Основные — это те, что не меняются годами: плата за аренду жилья и коммунальные услуги, расходы на продукты, бытовую химию, одежду, лекарства, взносы по ипотеке, оплата бензина и содержания авто. Дополнительные — например, одежда к зиме или лечение зубов.
Так вы сможете вывести примерный размер трат в день и в месяц. Цифры могут различаться в разное время года. К примеру, зимой коммуналка обычно дороже.
Шаг 3. Сводим доходы с расходами
Проанализируйте полученные данные: проверьте, не превышают ли расходы доходы. Если превышают — подумайте, за счет чего можно покрыть дефицит бюджета. Например, откажитесь от необязательных трат вроде похода в кафе или покупки бижутерии. В идеале после всех трат у вас должна оставаться свободная сумма, которая пойдет на достижение финансовых целей.
Шаг 4. Ставим финансовые цели
Сформулируйте и запишите финансовые цели, иначе говоря — на что вы будете откладывать часть дохода.
Цели можно формировать, отталкиваясь от количества свободных денег и ваших потребностей. Например: на создание финансовой подушки безопасности, на отпуск, на ремонт, на досрочное погашение кредита. Напишите, какой процент от заработка вы будете откладывать на каждую из целей — и постарайтесь соблюдать это правило.
Откладывать деньги лучше на вклад, накопительный счет или карту с процентом на остаток — так они не будут стремительно обесцениваться из-за инфляции. Например, в Газпромбанке вы можете выбрать вклад с выгодной ставкой или открыть накопительный счет, чтобы иметь доступ к деньгам в любое время.
Отдельно отметим важность финансовой подушки. Это — цель номер один в эффективной финансовой стратегии. Особенно, если у вас есть кредиты и займы.
Какого размера должна быть финансовая подушка?
Подушка нужна, чтобы легче пережить нештатные ситуации: например, если уволили с работы или понадобились деньги на лечение.
Базовая финансовая подушка безопасности составляет 3-6 месячных зарплат: при доходе 150 тыс. руб. в месяц, размер подушки — от 450 тыс. руб. Другой способ — опираться в расчетах на расходы: если тратите на жизнь 100 тыс. руб. в месяц, оптимальная финансовая подушка составит 300–600 тыс. руб.
Шаг 5. Планируем форс-мажор
Учет рисков — новая ступень в планировании бюджета, к ней подступится не каждый новичок.
Посчитайте, как изменятся годовой бюджет и цели, если вы окажетесь в сложной ситуации, и доходы упадут. Составьте план Б, чтобы в случае форс-мажора сразу понимать, как перестроить жизнь, и от чего отказаться в первую очередь. Подсказка: от ресторанов, дорогого абонемента в спортзал и походов к косметологу.
Однако форс-мажор — не единственная вещь, которая может заставить пересмотреть бюджет и финансовые цели. Когда перед глазами вся картина, можно предметно подумать над важными жизненными вопросами. Например: отпуск у моря — это действительно важно для меня, или я могу потратить эти деньги на погашение кредита? Может быть, мне стоит продать автомобиль и ездить на работу на метро? Что важнее: новый ремонт или обучение? Стоит ли мне пересмотреть свои зарплатные ожидания и поискать новую работу?
Такой взгляд сверху и издалека помогает оценить цели, просчитать риски и в итоге позволить себе больше. Например, накопить на автомобиль или первый взнос по ипотеке.
И последнее: чтобы любой план работал, важно от него не отходить. Поэтому стоит ввести работу с бюджетом в свою рутину. Выберите время и регулярно вносите в план коррективы, старайтесь не допускать дефицита. Если заметили перерасход — направьте свободные деньги на его покрытие.
И главное: планируйте и воплощайте мечты!