Финансовый омбудсмен — кто это и в каких случаях к нему обращаться
Если между клиентом и банком или другой финансовой организацией возникнет денежный спор, разрешить его в досудебном порядке помогает финансовый омбудсмен. Это независимый эксперт, которого государство наделило полномочиями помогать гражданам отстаивать свои права и взыскивать с организаций средства в случае нарушений ими условий договора, не прибегая к изнурительным судебным тяжбам. Какие организации обязаны сотрудничать с уполномоченным по спорам, в каких случаях можно обратиться к омбудсмену за помощью и где его искать — рассказываем в статье.
В чем заключается роль финансового омбудсмена
Статус омбудсмена, его функции и полномочия определены законом № 123-ФЗ. Если коротко — это независимый эксперт, который улаживает споры между физическими лицами и финансовыми организациями — например, негосударственными пенсионными фондами, кредитными потребительскими кооперативами, микрофинансовыми компаниями, банками и даже ломбардами.
Банк России составил реестр организаций, не имеющих права отказаться от урегулирования спора через финансового омбудсмена. Эти организации обязаны не только взаимодействовать, но и исполнять решения, вынесенные финансовым уполномоченным, так как они по своей силе приравниваются к судебным.
Кандидатуры финансовых омбудсменов утверждает Совет Директоров Банка России. Приемом и распределением обращений от граждан между омбудсменами занимается Служба обеспечения деятельности финансового уполномоченного. Она создана Банком России и является некоммерческой организацией, а сами омбудсмены — независимыми экспертами, не связанными ни с госорганами, ни с самими финансовыми организациями.
Должность уполномоченного можно занимать не более пяти лет. После окончания этого срока омбудсмен имеет право претендовать на нее снова, но не более трех сроков подряд.
Кого берут в финансовые уполномоченные
По закону финансовым омбудсменом может стать гражданин РФ не младше 35 лет и не старше 70. У него обязательно должно быть высшее юридическое или экономическое образование и не меньше пяти лет работы в сфере финансов или урегулирования споров. Если претендент на роль омбудсмена — бывший судья, его стаж в профессии должен быть не менее десяти лет.
Омбудсменом не может стать госслужащий или аффилированный с финансовыми организациями специалист.
За какие споры берется финансовый омбудсмен
Уполномоченный помогает людям улаживать денежные споры с финансовыми организациями. Например, если были нарушены сроки выплат по страховке, или клиент банка не согласен с тем, что с него берут плату за дополнительные услуги.
Если гражданин хочет получить, к примеру, компенсацию морального вреда, ему следует обращаться сразу в суд. Финансовый уполномоченный подобными вопросами не занимается.
Омбудсмен берется только за те споры, которые соответствуют следующим основным требованиям:
- Спорная ситуация возникла между физическим лицом и финансовой организацией, которая оказывает ему услуги. Обращения от индивидуальных предпринимателей омбудсмены не рассматривают.
- Сумма претензий не должна превышать 500 000 рублей. Если же она не укладывается в обозначенный лимит — решать такой спор нужно только через суд. Исключения: обращения по ОСАГО или негосударственным пенсионным фондам — в этом случае лимита по сумме нет, можно смело идти за помощью к омбудсмену.
- Финансовая организация взаимодействует с омбудсменами. Это значит, что она включена в реестр Банком России или же сотрудничает с омбудсменами на добровольной основе. Это обязательно должна быть действующая организация. Если же она находится в процессе ликвидации или уже не существует, уполномоченный рассматривать спор не будет.
- С момента, когда гражданин узнал о нарушении его прав, должно пройти не более трех лет. Если срок вышел, можно подать заявление на его восстановление, перечислив уважительные причины и приложив соответствующие документальные подтверждения.
Возьмется финансовый омбудсмен за спор или нет — можно проверить, ответив на несколько вопросов на сайте Службы.
Куда и в каком формате направлять обращение омбудсмену
Перед тем как обращаться к омбудсмену, имеет смысл попытаться урегулировать спорную ситуацию напрямую с финансовой организацией — направить претензию по электронной почте и описать свои требования. Составляется она по стандартному образцу. Если напрямую договориться не получилось, можно идти за помощью к омбудсмену.
- Первым делом следует проверить, подлежит ли ваше обращение рассмотрению уполномоченным — свериться с основными критериями или пройти вышеупомянутый опрос на сайте Службы.
- Второй шаг — регистрация на сайте Службы финансового уполномоченного. В личном кабинете нужно заполнить форму обращения — она интуитивно понятная, с пояснениями и комментариями. Второй вариант — направить обращение к уполномоченному через Госуслуги. Третий вариант — подать обращение в бумажном виде по адресу, указанному на сайте службы.
- Из документов к обращению нужно приложить ответ компании на претензию (если есть), копию договора на оказание финансовых услуг, копию паспорта и любые другие документы, относящиеся к спору.
Финансовый омбудсмен обязан рассмотреть обращение в течение трех рабочих дней и либо одобрить его, либо прислать отказ. В случае одобрения уполномоченный должен разобраться в деталях спора — организовать экспертизы, если требуется, собрать все документы, выслушать обе стороны и помочь им обсудить компромиссные варианты.
Финальное решение по спору принимается в срок от 15 до 30 рабочих дней. Уведомления о движении дела будут приходить в личный кабинет.
Когда решение будет принято, омбудсмен направит его обеим сторонам. В силу оно вступает через 10 дней после подписания финансовым уполномоченным.
Платить за услуги омбудсмена не нужно, если гражданин, имеющий претензии к своему банку или страховой, обращается за помощью лично. Если за него это делает представитель — стоимость услуг составит 15 000 рублей.
Источники:
https://finombudsman.ru
http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102471607
https://www.mos.ru/otvet-dengi/kak-napravit-obraschenie-finansovomu-upolnomochennomu/