«Налог на розовое»: почему женщины платят больше за товары и услуги
Мир стремительно меняется, а вместе с ним — стереотипы, которые казались неизменными в недалеком прошлом. Сегодня женщины прокладывают себе карьерный путь наравне с мужчинами: занимаются бизнесом и покоряют космос. Но осталось еще немало открытых для обсуждения тем гендерного неравенства. И одна из них — «налог на розовое».

«Розовый налог»: определение
«Розовый налог» (от англ. pink tax) — это завышенные ценники на женские товары и услуги по сравнению с мужскими. Разница в стоимости одного и того же продукта может доходить до 13%, а то и выше.
Само понятие такого заметного отличия в ценообразовании возникло не так давно. Первыми об этом явлении заговорили калифорнийские ученые в начале 1990-х. Они сравнили цены на женские и мужские стрижки в одном из салонов красоты. Мастера брали за мужскую и женскую стрижку разную сумму, и для женщин она всегда была выше. Дело дошло до того, что был даже принят новый закон, который запрещал устанавливать разные цены на товары или услуги в зависимости от пола покупателя.
Определение «розовый налог» образное, ведь речь не идет о налоге на определенный вид товара или услуги, а скорее на наценку, за которую расплачиваются представители женского пола. Так или иначе, эта наценка, в большей или меньшей степени, есть в ряде сфер.
Какие товары обходятся женщинам дороже
Как и в других странах, «налог на розовое» есть и на российском потребительском рынке. В качестве классического примера исследователи часто приводят ходовой товар личной гигиены — одноразовую бритву. Отличий в устройстве одноразовой бритвы для мужчин и женщин нет, да и выполняют они одну и ту же функцию — удаление волос на теле. Мужская одноразовая бритва, как правило, темного цвета, а женская — ярких оттенков, чаще всего в розовых тонах. Если сравнить цены на эти два вида товаров на маркетплейсах от одного и того же производителя, то мы увидим, что мужская одноразовая бритва стоит не менее чем в 3 раза дешевле, чем женская.
Если обратиться к категории спортивной одежды и сравнить цены на том же маркетплейсе, мы увидим, что одна и та же футболка известного бренда различается по стоимости. Мужская черная хлопковая футболка 48-го размера стоит в среднем от 500 до 3600 ₽, а тех же параметров и фирмы женская футболка стоит от 700 до 5000 ₽.
То же самое касается и некоторых видов услуг. Неравенство в сфере красоты, на которое обратили внимание ученые из Калифорнии в конце прошлого века, актуально и сегодня. Средняя цена женской стрижки для коротких волос в парикмахерской класса «эконом» в Москве и Московской области составляет 1000–1500 ₽, тогда как мужская стрижка стоит в среднем 700 ₽. При этом сами мастера заявляют, что стричь мужчин ничуть не легче, а иногда даже сложнее, чем женщин.
А вот, например, разницы в ценах на услуги пассажирских перевозок нет. На железнодорожном транспорте есть возможность приобретать билеты в женском или мужском купе в поездах дальнего следования. По правилам РЖД, в 2024 году тип купе определяет первый пассажир, купивший билет. Если первой покупает билет женщина, желающая ехать в компании без мужчин, она обозначает купе как женское, и в него могут приобрести билеты только другие женщины. Та же история и с мужскими купе. Разницы в цене на билет нет.

Причины «розового налога»
У «розового налога» есть экономическая подоплека. Что чувствует женщина, которая пришла на вечеринку в красивом платье и увидела точно такое же на коллеге? Вероятно, разочарование. Возможно, это платье она уже никогда не наденет.
Умело используя любовь женщин к эксклюзиву, легкая промышленность пытается выпускать товары небольшими партиями, что приводит к увеличению стоимости товара. По этой причине дороже стоит, например, одежда для беременных.
Чтобы выглядеть привлекательной, женщине требуется порой тратить средства на хороших косметологов, спорт, одежду и не только. Очевидно, что у женщин больше трат, а это как раз умело используют маркетологи в своих интересах, порой завышая цены на товары.
Среди причин высокой цены на женские товары и услуги — налоговые ставки на импортную продукцию, что отражается на конечной цене. В то же время себестоимость обратно пропорциональна объему закупки: чем она меньше, тем товар дороже. Например, при покупке футболок мужчины предпочитают базовые цвета — белый или черный. И эти товары привозят большой партией. А женщинам важна целая цветовая гамма: отсюда — мелкие партии, которые стоят дороже.
Как избежать «налога на розовое»
О «розовом налоге» большая часть населения даже не подозревает, к тому же законодательно в нашей стране он не закреплен. Однако избежать дополнительных трат можно — и нужно.
Анализируйте цены на женские и мужские товары. Особенно это касается лекарств, предметов гигиены. К тому же, сейчас много универсальных товаров, которые относят к категории унисекс: парфюмерия, некоторая спортивная одежда и даже обувь.
Пользуйтесь услугами маркетплейсов. На них легко сравнивать цены на товары для него и для нее и всегда можно найти нужные предметы с хорошими скидками.
Откажитесь от спонтанных покупок. Чаще всего они бессмысленные и будут радовать только во время их приобретения.
Оценивайте товары рационально. Старайтесь не только обращать внимание на название товара, но и изучать его свойства по нанесенной маркировке.
Источники:
https://secretmag.ru/enciklopediya/chto-takoe-nalog-na-rozovoe-obyasnyaem-prostymi-slovami.htm
https://rskrf.ru/tips/rassledovaniya/rozovyy-nalog-deystvitelno-li-zhenskie-tovary-stoyat-dorozhe-muzhskikh/
https://style.rbc.ru/items/5b67f3219a79475126e94706
https://www.pravda.ru/news/beauty/2092806-nalog-na-rozovoe/