Как оформить право собственности на квартиру в новостройке
Если вы получили ключи от квартиры в новостройке в офисе продаж, пока рано называть себя полноправным собственником. Есть ряд юридических аспектов, о которых не стоит забывать. Рассказываем, что нужно делать после долгожданного получения ключей от квартиры и как оформить право собственности на новостройку.

Когда следует оформлять право собственности
Государство ведет реестр, который хранит информацию о квартирах, домах и участках и их собственниках — Росреестр. Любое недвижимое имущество описывается по стандартным параметрам, позволяющим его идентифицировать, и ему присваивается уникальный номер. Задача потенциального собственника — внести купленную квартиру в реестр.
Оформление собственности начинается в том случае, если дом уже поставлен на кадастровый учет и заведен кадастровый паспорт — документ, который содержит информацию о земельном участке или объекте недвижимости. Это происходит после ввода здания в эксплуатацию. Процедуру постановки на кадастровый учет оформляет местный департамент имущественных отношений. После этого можно начинать процедуру оформления права собственности, собрав для этого необходимый пакет документов. Уточнить сроки их подачи можно у застройщика.
Документы для регистрации
Чтобы оформить право собственности на квартиру в новостройке, потребуется собрать определенный пакет документов. В него входят:
- Договор долевого участия или уступка прав требования — подтверждает законное основание для регистрации права собственности
- Акт приема-передачи квартиры — оформляется индивидуально для всех дольщиков, указанных в договоре. Дополнительно потребуется по одному экземпляру каждого документа
- Паспорта дольщиков — удостоверение личности всех участников сделки с недвижимостью
- Квитанция об оплате государственной пошлины за регистрацию недвижимости — на 2025 год составляет 4000 ₽, если кадастровая стоимость не превышает 20 млн ₽
- Свидетельство о браке — если жилье оформляется как совместная собственность супругов, необходимо предоставить этот документ
- Если процесс оформления ведет представитель, потребуются его паспорт и нотариально заверенная доверенность
- Если квартира приобретена в ипотеку, необходимо включить в пакет документов кредитный договор и его копию
- Дополнительные документы — в отдельных случаях Росреестр может запросить дополнительные сведения для регистрации права
Посмотреть актуальный на данный момент список документов всегда можно на официальном сайте Росреестра в разделе для физических лиц.
Пошаговая инструкция по оформлению права собственности
Чтобы оформить собственность в новостройке при ипотеке, выполните несколько основных шагов.
1. Убедитесь в том, что квартира зарегистрирована в кадастре. Только после этого вы сможете оформить новостройку в собственность. Процесс постановки дома на кадастровый учет может занять до шести месяцев. Для получения точной информации о сроке регистрации обратитесь к вашему застройщику во время подписания акта приема-передачи.
2. Соберите все необходимые документы, которые подтвердят права собственника.
3. Подайте документы. Есть два способа, расскажем о них подробнее.
В случае электронной подачи документов потребуется личная электронная подпись, которая заверяет каждый электронный документ. Весь собранный пакет передается через личный кабинет — на сайте Росреестра или на портале Госуслуг. Во втором случае вы можете принести бумаги лично, в местное отделение МФЦ либо в отделение Росреестра.
В обоих случаях пакет документов проверят. Если все бумаги в порядке, вам выдадут расписку с номером вашего заявления, а также проинформируют, когда документ о праве собственности будет готов. Согласно статье 16 Федерального закона № 218-ФЗ, заявление, поданное через МФЦ, рассматривается в течение девяти рабочих дней и в течение семи рабочих дней, если их проверяли через Росреестр.
4. Заберите документы после их регистрации.
Самый подходящий вариант — сделать это через МФЦ. При себе необходимо иметь паспорта и расписку, выданную ранее.
Весь пакет бумаг, которые вы отдавали на регистрацию свидетельства о праве собственности, вернут, и выдадут выписку из ЕГРН — подтверждение права собственности, а также и акт приема-передачи с отметкой о регистрации. В выписке из ЕГРН будет отражена информация о собственнике объекта, характеристиках жилья, наличии или отсутствии ограничений прав и обременений у объекта.

После получения выписки из ЕГРН вы становитесь собственником недвижимости. Теперь вы можете оформить налоговый вычет, выделить доли в квартире, оформить прописку, а также легально провести перепланировку.
Если в собственности несколько объектов недвижимости, то первое право собственности оформляется на того, кто указан в договоре долевого участия, и только после этого можно выделять доли детям или другим членам семьи.
Как получить налоговый вычет
При покупке недвижимости государство готово компенсировать часть ваших расходов. Для возврата части средств необходимо подать заявление на налоговый вычет. Он позволяет вернуть 13% от стоимости жилья и переплаты по ипотеке.
Имущественный вычет можно оформить на любой тип жилой недвижимости: как на готовое, так и на строящееся жилье, комнату, долю в квартире, а также на земельный участок, предназначенный для строительства или уже готовый дом. Однако у этого вычета есть свои ограничения.
Вы можете вернуть 13% от стоимости жилья, но не более 2 млн ₽, что составляет максимум 260 тысяч ₽. Если ваша квартира стоит больше, вы все равно получите только 260 тысяч.
Что касается процентов по ипотеке, вычет ограничен суммой в 3 млн ₽, что означает, что налоговая может вернуть вам максимум 390 тысяч ₽. Если ваша переплата по процентам превышает 3 млн ₽, вы все равно получите 390 тысяч.
Подробнее о том, кто и когда имеет право на вычет, как его оформить и какие документы для этого нужны, рассказываем в статье.
Как оформить прописку
Для оформления прописки нужно обратиться в паспортный стол, подразделение ГУВМ МВД, управляющую компанию (если она предоставляет такие услуги) или использовать портал Госуслуг.
Если квартира — единственное место проживания, необходимо зарегистрироваться по месту жительства. Если у владельца уже есть другая недвижимость с пропиской, то оформление прописки в новой квартире не требуется.
Источники:
https://realty.yandex.ru/journal/post/oformlenie-novostroyki-v-sobstvennost/
https://realty.rbc.ru/news/62187fb39a794780fc9264ba
https://blog.domclick.ru/nedvizhimost/post/poluchil-klyuchi-ot-kvartiry-v-novostroike-chto-dalshe