1. Журнал
  2. Безопасность
  3. Как уберечь пожилых людей от телефонных мошенников

Как уберечь пожилых людей от телефонных мошенников

Содержание

Виды телефонного мошенничестваКак дополнительно обезопасить пожилых родных от мошенников

Стандартные схемы обмана работают все хуже, поэтому злоумышленники идут на более изощренные уловки, чтобы завладеть деньгами с чужих карт. Жертвами обычно становятся люди пенсионного возраста — наиболее уязвимая и доверчивая категория. Рассказываем, какие методы могут использовать мошенники в телефонном разговоре и как защитить старших родственников от неприятностей.

Виды телефонного мошенничества

Рассмотрим две ситуации, которые могут произойти в реальной жизни.

Ситуация 1

Мошенник звонит пенсионеру, представившись сотрудником ФСБ. Как правило, жертву начинают сразу запугивать, например, такими фразами: «С вашей карты хотят списать деньги» или «Произошла утечка данных вашей карты, к нам поступила информация, что на ваше имя пытаются взять кредит».

Мошенники стали использовать более сложные и изощренные методы в попытках украсть чужие деньги. Например, могут действовать целыми группами, переключая жертву на других «специалистов» для большей убедительности.

Напугав человека тем, что его деньги в опасности и не дав время прийти в себя, вымышленный сотрудник ФСБ может сразу «перевести» собеседника на «сотрудника Центробанка». Тот в свою очередь продолжит выманивать деньги у жертвы, потребовав совершить определенные действия: «Вам нужно перевести ваши средства на „безопасный счет“» или «Сообщите нам все данные карты, чтобы мы могли заблокировать ваш счет и сохранить деньги».

Если жертва начнет возражать или сомневаться, мошенник может перейти к более агрессивным действиям, например будет угрожать заведением уголовного дела.

Запомните главное:
  • Даже настоящий сотрудник ФСБ не может знать о движениях денег по вашему счету
  • Сотрудник ФСБ не может перевести звонок на сотрудника Центробанка
Что нужно сделать:

Чтобы удостовериться, что деньги на месте и безопасности счета ничего не угрожает, можно позвонить на горячую линию в банк, который выпустил карту. Второй вариант — позвонить в полицию и сообщить о мошеннических действиях.

Ситуация 2

Часто мошенники звонят под видом сотрудников банка в попытке выяснить данные карты клиентов. Диалог может начинаться так: «Здравствуйте! Ваша карта заблокирована. Чтобы ее разблокировать, назовите CVV-код». Напуганный пенсионер на эмоциях может сообщить код. После этого злоумышленники просят перевести деньги на «безопасный счет» и назвать код подтверждения операции, который придет по СМС.

Запомните главное:
  • Сотрудники банка никогда не спрашивают секретные данные, в том числе CVV и коды из СМС. Для идентификации клиента они не нужны
  • Сотрудники банка никогда не предлагают клиентам переводить деньги на другие счета
Что нужно сделать:

Отслеживайте состояние счета онлайн через мобильное приложение банка. А если поступил подозрительный звонок якобы от сотрудника банка, кладите трубку при малейших сомнениях. После этого вы можете сами перезвонить на горячую линию банка и убедиться, что карта не заблокирована. Ни в коем случае не сообщайте CVV и коды, которые приходят в СМС.

Как дополнительно обезопасить пожилых родных от мошенников

Схем мошенничества огромное множество. Например, помимо звонков мошенники могут присылать СМС от имени близких с просьбой перевести деньги, или голосовые сообщения.

Поговорите с родными и объясните, что личные данные карты не нужно сообщать никому — даже если звонят якобы из государственных органов или из банка с официального номера (его тоже можно подделать). Не стоит впадать в панику и поддаваться уловкам собеседников. Помните: проверить актуальную информацию по картам и счетам всегда можно в мобильном приложении или самостоятельно позвонив в банк по официальному номеру горячей линии — он указан на обороте карты. В случае вымогания денег от имени близкого человека, первым делом стоит позвонить ему.

Обезопасить пожилых можно также открыв им пенсионную карту «Мир» Газпромбанка с бесплатным обслуживанием. На нее удобно получать государственную пенсию, с нее можно снимать наличные в любых банкоматах, переводить деньги и оплачивать услуги ЖКХ без комиссии. Чтобы защитить накопления пожилых родственников, можно оформить страховую программу от финансовых потерь в результате мошенничества с банковскими картами.

Обновлено: