Коммерсантъ.Регенерация, 16 июня 2022
Первый вице-президент Газпромбанка Наталья Третьяк рассказала «Ъ-Регенерации» о том, на какой вектор устойчивое развитие выходит сегодня, и какова роль банков в его реализации.
— За последние несколько месяцев мир изменился, и, возможно, безвозвратно. По вашему мнению, остается ли приверженность принципам устойчивого развития актуальной в текущей ситуации мировой нестабильности?
— Текущая геополитическая ситуация не отменяет тех глобальных трендов, которые сложились в мире за последние 30 лет, начиная с Саммита Земли 1992 года в Рио-де-Жанейро. В 2021–2022 годах Межправительственной группой экспертов по изменению климата был подготовлен Шестой оценочный доклад — документ, объединяющий в себе практически всю накопленную информацию об изменении климата. В последней опубликованной части доклада содержатся гораздо более негативные прогнозы, чем были представлены ранее: имеется серьезный риск нарушения продовольственной безопасности, под угрозой жизнь и здоровье людей в некоторых регионах мира. Реализация экологических рисков приведет к социальным и экономическим проблемам.
Вследствие этого вызывает волнение стратегия отказа от глобального сотрудничества в сфере науки, технологий, промышленности. Устойчивое развитие — это прежде всего принципы общемирового блага, справедливости, безопасности и равных возможностей. Несмотря на сегодняшнее отсутствие кооперации между странами, климатические цели стран не были пересмотрены. Таким образом, за текущим временным затишьем можно ожидать активный возврат к решению проблем, которые с каждым днем становятся все более ощутимыми.
— Ранее можно было считать, что зарубежные инвесторы и компании были основным двигателем «устойчивой» повестки в России. Согласны ли вы с этим и какая сейчас ситуация в связи с прекращением их деятельности в России? Кто станет главным «проводником» практик устойчивого развития?
— В России одним из главных драйверов, обеспечивающих инфраструктуру ESG, стало государство. Этим отличается характер развития этого направления у нас от международной практики, где основными драйверами выступали инвесторы и негосударственные объединения. Приостановление деятельности многих западных компаний, в том числе международных рейтинговых агентств, консалтинговых и аудиторских компаний, которые являлись важными двигателями «устойчивой» повестки в России, осложняет ситуацию, но ненадолго. Потребуется время на расширение компетенций и конкуренции среди национальных специалистов, но этот вопрос будет решен.
Однако нельзя говорить, что все усилия по отношению к окружающей среде, обществу и стандартам управления предпринимались компаниями и государством исключительно под давлением зарубежных организаций. Не стоит забывать, ради кого происходит это глобальное переосмысление — прежде всего это наши дети, подрастающее поколение, которые будут жить в том мире, который мы им оставим. Кроме того, активному поколению потребителей-миллениалов важно знать, насколько компания, товарами или услугами которой они пользуются, обеспокоена глобальными проблемами мира.
— Для молодежи миссия и ценности компании, особенно в сфере экологии и социальной ответственности, становятся одними из ключевых при выборе будущего места работы. Что делает банк как работодатель для привлечения молодых талантов?
— В текущем высококонкурентном мире выиграют те, кто сможет сформировать команду сильных кадров — единомышленников, которых будет объединять не только совместная работа, но и единые ценности, тех, кто будет понимать и разделять миссию организации. По моему мнению, которое подтверждают различные независимые рейтинги, Газпромбанк — это уникальная система, позволяющая раскрыться и постоянно развиваться талантливым людям. Для этого банк активно развивает корпоративную культуру, предоставляет удобные условия работы, понятные карьерные траектории и развивает направления, которые делают частную и рабочую жизнь сотрудников лучше. В общей сложности в банке уже внедрено 23 такие программы, направленные на поддержку сотрудников в ресурсном состоянии и повышение продуктивности.
В банке стараются создать для сотрудников такую рабочую среду, которая позволит им реализовать свой потенциал в меняющихся условиях, и это уже дает результат: сегодня в кадровом составе банка более четверти занимает молодежь (сотрудники до 35 лет), и этот показатель растет.
— Новые финансовые технологии заметно расширили возможности доступа населения к финансовым услугам. Считается, что в будущем эти изменения будут иметь решающее значение для развития всего финансового сектора и откроют новые возможности для решения в том числе социальных проблем. Каковы видение и стратегия банка по данному вопросу?
— По усредненным подсчетам, около 1,7 млрд человек во всем мире не имеют доступа к официальной финансовой системе, поэтому мы, как банк, убеждены, что расширение доступа к финансовым услугам необходимо рассматривать как часть социальной ответственности.
За последнее время банк сильно расширил линейку продуктов, которые позволяют получить финансовые услуги из любой точки мира, где есть интернет-покрытие, так как оформить их можно онлайн в режиме реального времени. Также банк активно развивает возможность дистанционного обслуживания клиентов на дому, что особенно востребовано среди пожилых людей и лиц с ограниченными возможностями. Кроме того, в банке был недавно запущен проект по финансовой грамотности, обеспечивающий защиту населения от рисков потери средств вследствие ограниченного доступа к финансовой информации.
Все чаще в банке используются технологии искусственного интеллекта и машинного обучения в качестве инструментов для принятия непредвзятых и максимально эффективных решений. Развитие данного направления является одним из ключевых и долгосрочных трендов формирования финансового сектора нашей страны.
— Сегодня многие эксперты утверждают, что для компаний внутри ESG-повестки акцент сместился на социальные факторы. Согласны ли вы с этим?
— Для Газпромбанка социальная повестка всегда была и будет одним из важнейших элементов благополучия и устойчивости организации. Острота социальных вопросов значительно выросла после двух лет постоянных кризисов, что требует дополнительных усилий от компаний по поддержке наименее защищенных слоев населения.
С другой стороны, экологические вопросы, особенно проблемы, связанные с изменением климата, не утратили своей срочности и актуальности. Компаниям и правительствам стран предстоит выдерживать сложный баланс между предотвращением социальных кризисов и достижением обозначенных целей в рамках энергоперехода.
— Энергетический переход потребует больших финансовых ресурсов, которыми не обладает ни одно государство. Какую роль в переходе должны сыграть частный капитал и финансовый сектор?
— Текущий четвертый энергетический переход является одним из наиболее важных компонентов в борьбе с изменением климата. В течение следующих 10–15 лет мы столкнемся с новой промышленной и коммерческой трансформацией, и многое в этой трансформации нам придется делать принципиально по-новому. Отраслям необходимо будет постепенно внедрять новые технологии и бизнес-модели, которые позволят им стать более «зелеными» или даже углеродно нейтральными.
Безусловно, энергетический переход потребует очень больших капиталовложений как со стороны финансового сектора, так и со стороны частного капитала. Банк видит свою ответственность в том, чтобы сохранить существующие и создать новые технологические компетенции, востребованные в низкоуглеродной экономике, поддержать и защитить существующих национальных чемпионов, в том числе в сырьевом секторе, и встроиться в механизмы государственной поддержки проектов развития.
— За последнее время в рамках климатической повестки особое внимание было уделено финансированию угольной отрасли. Какова позиция банка в этом вопросе?
— Портфель банка включает большой спектр клиентов и проектов из углеродоемких отраслей. При отказе от сотрудничества с ними возникают не только финансовые риски — резкий отказ от поддержки добывающих компаний принесет существенный вред благосостоянию населения. Поэтому, говоря об аппетите к финансированию проектов устойчивого развития, важно выбрать взвешенный подход с учетом специфики национальной экономики и социальных рисков.
Газпромбанк не заявлял об отказе от «недостаточно зеленых» клиентов, а всегда говорил о готовности пройти процесс энергоперехода вместе с ними, помогая достичь климатических целей осознанно. Каждый сектор экономики должен тщательно работать над созданием собственного уникального плана по достижению нулевого выброса углерода. Уголь по-прежнему является одной из основных составляющих энергетической безопасности страны, и наша задача как ведущего финансового института помочь ему превратиться из потенциально проблемного актива в эффективное решение для улучшения качества жизни наших граждан.
С другой стороны, много лет банк последовательно инвестирует в создание инфраструктуры для возобновляемой энергетики, а также содействует процессу формирования углеродного регулирования в России, законодательства в области климата. Кроме того, банк является одним из организаторов Оператора реестра углеродных единиц, который будет запущен в сентябре этого года.
— Считается, что банковский сектор консервативен, при этом мир меняется с потрясающей скоростью, и Газпромбанку, кажется, удается следовать актуальным трендам и справляться с кризисами. Что нужно делать, чтобы оставаться лидером?
— На самом деле, это не секрет. Главная ценность банка — это люди и экспертиза, которую они аккумулируют. Мы ценим команду, которая на сегодняшний день сложилась в банке и способна профессионально реагировать на вызовы любой сложности. Не менее важным является выстраивание долгосрочных и доверительных отношений с клиентами и партнерами, которые понимают и поддерживают наши цели, разделяют ценности.